Новое непривычно, новое неизведанно, отсюда страх. Мы жили и думали по определённому образцу, своими верованиями мы сделали жизнь комфортабельной, привычной. Теперь в двери стучится нечто новое. Теперь оно нарушит наши прошлые привычки. Позволив новому войти, мы больше не будем прежними, новое нас преобразит. Это рискованно для нашего Эго. Человек никогда не знает, куда приведёт его новое. Старое известно, знакомо; мы жили с ним очень долго, мы с ним знакомы. Новое незнакомо. Оно может быть другом, может быть врагом, кто знает? Единственный способ узнать это позволить ему случиться; отсюда мрачные мысли и страх.
Не можем мы и отвергнуть его, потому что всё Мироздание подчинено Закону развития, совершенствования. Старое не может бесконечно удовлетворять нашу Душу. Старое знакомо, но застойно, раз в нём не возникло счастья, то и не возникнет. Новое, может быть, будет неудобным, но в нём есть возможность – оно может принести счастье. Поэтому наше Эго будет пытаться отвергнуть его, а Душа будет пытаться принять новое. Поэтому мы колеблемся, дрожим, и великая боль возникает в нашем существе.
Попытайтесь понять, как появляется новое. Каждый в мире хочет чего-то новое, потому что никто не удовлетворён старым. Никто не удовлетворен старым, так как, что бы то ни было, мы это уже узнали. Однажды познанное, это начинает повторяться; однажды познанное, это становится скучным, монотонным и нам хочется от него избавиться. Нам хочется исследовать, нам хочется приключений. Мы хотим стать новыми, и всё же, когда новое стучится в двери, мы отступаем, отскакиваем, прячемся за старым. Это дилемма.
Как нам стать новыми? – каждый хочет стать новым. Нужна храбрость. Мир полон страхов, поэтому люди медленно «растут». Как мы можем расти, оставаясь наедине со своими страхами? От каждой возможности мы отскакиваем, закрываем глаза. Как мы можем расти? Как мы можем быть?
И, поскольку мы не можем расти, мы находим заменители росту. Мы не можем расти, но растёт наш счёт в банке, – это наш заменитель. Для этого не нужно храбрости, это в полной гармонии с нашими страхами. Растёт наш счёт в банке, а мы начинаем думать, что растём сами. Мы становимся более респектабельными. Растут наше имя и слава, а мы думаем, что растём сами? Мы просто обманываем себя. Наша слава это не мы, наше имя это не мы. Наш счёт в банке – не наше существо. Но если мы думаем о существе нового, это приводит нас в дрожь, потому что, если хотим расти, нам придётся отбросить страхи.
Как нам стать новыми? Мы не становимся новыми из самих себя. Новизна приходит из запредельного, это весточка от Бога. Новизна приходит от существования. Ум всегда стар. Ум это скопление прошлого, ум никогда не нов. Новизна приходит из запредельного; это дар Бога. Она происходит из запредельного и принадлежит запредельному.
Неизвестное и непознаваемое, запредельное, имеет к нам доступ. Оно имеет в нас пропуск, потому что мы не отделены от Бога; мы не острова. Может быть, мы и забыли запредельное, но запредельное не забыло нас. Может быть, ребёнок забыл мать, но мать не забыла ребёнка. Часть может начать думать: «Я отдельна», но целое знает, что она не отдельна. Целому открыт вход в нас. Оно по-прежнему связано с нами. Именно поэтому продолжает приходить новое, хотя мы и не приветствуем его. Оно приходит каждое утро, оно приходит каждый вечер. Оно приходит тысячей и одним путём. Если у вас есть глаза, чтобы его увидеть, вы увидите, что оно постоянно к вам приходит.
Существование постоянно изливается на нас, но мы закрыты в своей части. Мы стали нечувствительными. Из-за своих страхов мы потеряли чувствительность. Чувствительность означает ощущение нового – трепет нового, страсть к новому, – возникают приключения, и мы движешься в неизвестное, не зная, куда идём. Ум думает, что это безумно. Ум думает, что нерационально покидать старое. Но Бог всегда нов. Именно поэтому нельзя говорить о Боге в прошедшем или будущем времени. Нельзя сказать: «Бог был», нельзя сказать: «Бог будет». Сказать можно только в настоящем: «Бог есть». Он всегда нов. И Он имеет к нам доступ.
Всё новое, приходящее в нашу жизнь, есть послание Бога. Если мы принимаем Его, мы религиозны. Если мы отвергаем Его, мы нерелигиозны. Нужно лишь немного расслабиться, чтобы принять новое; немного раскрыться, чтобы впустить новое. Уступите дорогу входящему в вас Богу. В этом весь смысл молитвы – мы раскрываемся, мы говорим «да», мы говорим: «Входи!» Мы говорим: «Я так долго ждал, я так благодарен, что Ты пришёл». Всегда принимайте новое с великой радостью. Даже если иногда новое ведёт нас в неудобство, всё же оно того стоит. Даже если иногда из-за него мы упадём в яму, всё же оно того стоит, потому что только на ошибках человек учится, только в трудностях человек растёт. Новое может принести трудности. Именно поэтому мы выбираем старое – оно не приносит никаких трудностей. Это утешение, это приют.
И только новое, принятое глубоко и тотально, может нас трансформировать. Мы не можем принести новое в свою жизнь; новое приходит само. Мы можем либо принять его, либо отвергнуть. Отвергая его, наши сердца каменеют, мы остаёмся закрытыми. Принимая его, мы становимся цветком, начинаем раскрываться...
Только проникновение нового может нас трансформировать, нет другого способа трансформации. Это не имеет ничего общего с нами и нашими усилиями. Но ничего не делать, не значит прекратить действовать; это значит, действовать без воли, направления или импульса из прошлого. Поиск нового не может быть обычным поиском, потому что это поиск нового – как мы можем его искать? Мы его не знаем, мы его никогда не встречали. Поиск нового будет просто открытым исследованием. Человек не знает. Человек должен начать с состояния не-знания, он должен идти невинно, как ребёнок, трепещущий от возможностей – и возможности безграничны.
Действуйте спонтанно. Позвольте решать мгновению. Не навязывайте решение, потому что решение будет исходить из прошлого, и это разрушит новое. Просто действуйте в мгновении, как ребёнок. Полностью оставьте себя ради мгновения – и каждый день вы будете находить новые двери, новый свет, новое прозрение. И эти новые прозрения будут постоянно вас менять. Однажды внезапно вы увидите, что новы в каждое мгновение. Старое больше не сохраняется, старое больше не окружает вас как облако. Вы - как капля росы, свежая и молодая.
Это «я» боится, не настоящие мы. В существе нет страха, но Эго полно страха, потому что Эго очень, очень боится умереть. Оно искусственно, оно произвольно, собрано из частей. Оно может развалиться в любой момент. Кое-как ему удавалось держать нас в руках, поддерживать себя в собранном состоянии, и тут приходит что-то новое – это будет потрясением. Именно поэтому мы не принимаем новое с радостью. Ведь что-то новое неминуемо ведёт к разрушению чего-то старого, какой-то старой части Эго. Эго не может с радостью принять смерть какой-то своей части.
Мы не сможем принимать новое, пока не поймём, что мы не Эго. Как только мы видим, что Эго представляет собой нашу память о прошлом и ничего больше, что мы не память, что память похожа на биокомпьютер, что это машина, полезный механизм, но мы за его пределами... Мы – сознание, не память. Память есть нечто содержащееся в сознании, мы же есть само сознание. Например, мы видим, что кто-то идёт по дороге. Мы помним лицо, но не можем вспомнить имя. Если бы мы были памятью, мы должны были бы вспомнить и имя. Но мы говорим: «Я узнаю лицо, но не могу вспомнить имя». Мы начинаем искать в памяти, погружаемся в память, смотрим с одной стороны, с другой, и вдруг имя всплывает, и мы говорим: «Да, вот как его зовут». Память это наши заметки. Мы – те, кто просматривает заметки, не сама память.
Часто бывает, что мы так напрягаемся, пытаясь что-то вспомнить, что вспомнить становится трудно, потому что сама попытка, само напряжение в нашем существе не позволяет памяти выдать нам информацию. Мы изо всех сил пытаемся вспомнить чьё-то имя, но оно не приходит, хотя мы и говорим, что оно вертится у нас на языке. Мы знаем, что знаем его, но имя всё не приходит.
Это странно. Если бы мы были памятью, кто бы нам мешал, как бы оно могло не прийти? И кто бы говорил: «Я знаю, но оно не приходит»? Мы пытаемся изо всех сил, и чем больше мы пытаемся, тем труднее это становится. Наконец, устав от всего этого, мы идём гулять в сад и внезапно, когда мы смотрим на куст розы, оно всплывает на поверхность.
Наша память это не мы. Мы – сознание, память – это содержание сознания. Но память, это вся жизненная энергия Эго. Память, конечно, стара, и она боится нового. Новое может быть тревожащим, новое может быть неудобоваримым. Новое может принести проблемы. Нам придётся расфокусировать себя и сфокусировать снова. Нам придётся перенастроиться. Кажется, что это тяжело.
Чтобы быть новым, человек должен разотождествиться со своим Эго.
Новое это посланник Бога. Прислушивайтесь к новому, идите в новое. Вопреки страху - идите в новое, и ваша жизнь будет становиться духовно богаче и богаче. Мы продолжаем упускать многое в жизни просто из-за недостатка храбрости.
Каждый способен быть несчастным, но, чтобы быть блаженным, нужна великая храбрость – это подъём в гору.
Обычно мы так не думаем – мы думаем: «Что нужно, чтобы быть счастливым? Каждый хочет быть счастливым». Это абсолютно неправильно. Очень редко встречается человек, который хочет быть счастливым – вопреки тому, что все постоянно говорят. Очень редко человек готов быть счастливым – люди столько вложили в своё несчастье. Они любят быть несчастными... фактически, они счастливы в своём несчастье.
Нужно понять многие вещи – иначе будет трудно выбраться из несчастья. Вот первое:
Никто нас в нём не держит, именно мы решили оставаться в тюрьме несчастья.
Никто никого не держит. Человек, готовый выйти, может сделать это в любое мгновение.
Никто другой не ответственен. Если человек несчастен, он за это ответственен, но несчастный человек никогда не принимает ответственности – это его способ оставаться несчастным. Он говорит: «Кто-то другой делает меня несчастным».
Люди продолжают перекладывать ответственность за несчастье – иногда на жену, иногда на мужа, иногда на семью, на обусловленность, детство, мать, отца... иногда на общество, историю, судьбу, рок... Названия могут быть разными, но привычка остаётся прежней. Человек действительно становится человеком, когда он принимает полную ответственность – кем бы он ни был, он за это ответственен. Это первая храбрость, величайшая храбрость. Очень трудно это принять, потому что ум постоянно говорит: «Если ты ответствен, зачем ты это делаешь?» Чтобы этого избежать, мы делаем ответственным кого-то другого: «Что я могу сделать? Я беспомощен... Я жертва! Меня толкают туда и сюда силы большие, чем я, и я ничего не могу сделать. Поэтому, самое большее, я могу поплакать о том, как я несчастен и от этого стать ещё несчастнее». Всё растёт – всё, что мы практикуем, растёт. Тогда мы идём глубже и глубже... погружаемся глубже и глубже. Никто, никакая другая сила, не делает этого с нами. Это мы и только мы. В этом вся философия кармы – это наше действие; «карма» означает действие. Мы это сделали, мы можем это переделать. И не нужно ничего ждать, не нужно ничего откладывать. Мы можешь просто выпрыгнуть из этого! Но мы привыкли. Мы чувствуем себя очень одиноко, если перестаём быть несчастными, мы теряем нашего ближайшего друга. Несчастье стало нашей тенью – оно следует за нами всюду. Когда никого нет, по крайней мере, с нами наше несчастье – человек женат на нём. И это долгий, долгий брак; мы остаёмся женатыми на нём многие жизни.
Теперь пришло время с ним развестись. Это называется великой храбростью – развестись со страданием, потерять старую привычку человеческого ума, старейшего компаньона.
Ошо Раджниш. "Храбрость"
Источник: http://храбрость, ответственность, страх, новое, |