Издавна растёт на полях цветочек, называемый в народе Иван-да-Марья, символизирующий чистую и крепкую любовь. Жёлтые листочки цветка являются символом пламени, а фиолетовые – символом росы, являя собой единение женской и мужской противоположностей.
Из далёкого далека - из страны Израиля, что в окрестностях древнего Мёртвого моря, вышли когда-то ещё в первом веке нашей эры ставшие изгнанниками евреи. Переселились сначала в Западную Европу, потом всё дальше на Восток - в Польшу и Россию, которая разрешила им в 19 веке селиться на южных своих украинских землях. И там - уже после революции и Первой мировой войны 4 мая 1921 года в маленьком посёлке Медвежье Талалаевского района в бедной еврейской семье у Софьи Немзер и Зиновия (Зямы) Николаевского родился Первенец - дочка, которую они нарекли Марией и с самого детства называли ласково Мурой.
К концу 30-х годов вся семья перебралась в город Запорожье, где Мура закончила школу, потом фельдшерское училище, научившись основам медицины и - в частности - родовспоможения, и по распределению отправилась работать в деревушку Новопокровка Новотроицкого района тогда Запорожской, а сейчас - Херсонской области.
Мура стала настоящей спасительницей для всех жителей деревеньки - и врачом, и фельдшером, и медсестрой, к которой обращались за медицинской помощью все односельчане от мала до велика.
В то же время в ту же деревушку на работу была тоже из Запорожья распределена после окончания педагогического училища молодая учительница младших классов - Галина. И так получилось, что обе они полюбили одного парня - Ивана Гамаюнова, сына колхозного чабана Авраама Васильевича, у которого кроме Ивана ещё был сын Григорий и дочь Наталья.
Сам Авраам Васильевич воевал ещё на фронтах Первой мировой войны в царской армии, а сын его Иван был ранен в войне с финнами. Из двух влюблённых в него девушек Иван выбрал и полюбил Марию - Мурочку. Не успели они пожениться, как началась Вторая мировая война война.
В течение 1941 года все мужчины ушли на фронт, в деревне остались одни только женщины и дети. Вскоре пришли оккупационные немецкие войска, которые первым делом, куда бы они ни приходили, сгоняли в одно место всех живущих в этой местности евреев с целью их полного истребления.
Мария родила 10 апреля 1942 года дочь Катюшу. А Галина - учительница, желая избавиться от неё как от соперницы, донесла оккупационным властям, что Мария - еврейка.
Холодным апрельским днём ей было предписано вместе с новорождённой малышкой отправиться за 3,5 км в соседнюю деревню Громовку, куда немцы сгоняли с округи евреев. Там на допросе она смогла обмануть румынского офицера, что она - полька и всего-навсего собирала колоски на поле, и он её отпустил.
Ночью они с малышкой вернулись в Новопокровку, где до самого окончания оккупации её прятала за шкафом мать и сестра её мужа Ивана, сообщив всем, якобы малышку немцы им вернули, а что стало с Мурой - им неизвестно. А сам Иван в это время воевал - рядовым солдатом... до самого 1945 года, в январе которого он погиб, освобождая земли Прибалтики.
Вот такое от него было получено с фронта последнее письмецо чернильным карандашом на открытке...
"3 января 1945 г. И. А. Гамаюнов
Здравствуйте, родные мама, сестра Наташа, племянницы Нина, Валя и Маруся и жена Маруся и дочь Катюша. Я пока жив и здоров. И ещё сообщаю вам, что письмо, которое вы передавали, получил. За которое благодарю. Маруся! Ты пишешь, как живёт Галя с матерью, для меня конечно всё понятно, а вот за себя ты ничего не написала... Как ты живёшь? Ну ничего, надеюсь, что ты там с мамой должна пережить всё хорошее и плохое. Маруся, мне вряд ли представится возможность приехать, и тебе безусловно есть все возможности. Я думаю, что тебе ясно, в чём я нуждаюсь, это: табак, хоть и мешок - то не помешает, сухари, а пока, дорогие, остаюсь жив и здоров. Полевая почта 19723 (Ж)" Гамаюнов Иван Абрамович
И осталась наша Мура.. Мария-фельдшерица без Ивана с дочкой Катюшей, вернулась к родителям своим в Запорожье после войны. А брат его Григорий попал в немецкий плен, потом после был осуждён советскими властями, освобождён... и после возвращения в родную деревню женился на той самой Галине-учительнице, которая родила ему двух дочерей и сына. И к которым в гости - на Родину - много лет приезжала из Запорожья оставшаяся сиротой без отца и очень рано без матери, выросшая в Запорожье Катюша Ивановна - мама моя и бабушка моего сына - тоже Ивана, названного так в честь сразу двух Иванов - прадеда Гамаюнова и дедовского брата Золотницкого, тоже прошедшего в юности всю войну до самой Германии, вернувшегося домой из плена немецкого с простреленным лёгким - неунывающего и весёлого балагура, любившего на семейных застольях петь со своей любимой женой - не Марией, правда, а Верой украинские и русские народные песни и отплясывать до глубокой старости "Яблочко"...
Какая ж песня без баяна?
Какая ж зорька без росы?
Какая Марья без Ивана?
Какая ж Волга без Руси?...
|