Вторник, 22.08.2017, 15:45

РА-дуга-keshet

МЕНЮ
РЕКОМЕНДУЮ
ETSY
Я+Ты=МЫ
МЕТКИ
Архив записей
Всякости-Разности
Welcome
Вывести на печать
Статистика
Яндекс.Метрика
[26.03.2013][Мои файлы]
Последние времена (0)
[26.02.2004][Мои файлы]
ПАРКОВКА ЭМОЦИЙ (0)
[15.11.2003][Мои файлы]
Библия Будущего (0)
[20.11.2018][Мои файлы]
Рифмованные мысли Елены... (1)
[03.12.2003][Мои файлы]
Технология построения э... (0)
[14.11.2007][Мои файлы]
зерно Духа (0)
[21.07.2010][Мои файлы]
Telos (1)
[30.07.2008][Мои файлы]
Телос (1)
[04.12.2003][Мои файлы]
Re-Member (1)
[06.04.2009][Мои файлы]
Четыре Соглашения (1)
Рейтинг@Mail.ru
Видео - Сувениры

Интересные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

чувство меры



Мы с уважением относимся к людям, умеющим соблюсти чувство меры, но редко задумываемся, а что же представляет собой эта мера, что и как мы должны соблюсти, как научиться чувствовать меру, ведь с незапамятных времён мудрецы уделяли этой категории самое пристальное внимание:

- Что вреднее всего?

- Отсутствие меры.

Фалес

- Не совершай ничего избыточного, помни о мере.

(Солон)

-Меру во всём соблюдай и тебе не придётся стыдиться.

-Мера превыше всего – вот поученье благое.

(Клеобул)

- Меру во всём соблюдай и дела свои вовремя делай.

(Гесиод)

- Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только преступить меру.

(Эпиктет)

Любимое правило Пифагора:

«Любым способом следует избегать и отсекать огнём, железом и другими средствами от тела – болезнь, от души невежество, от желудка излишество, от города – смуту, от дела – праздномыслие, от всего в целом – неумеренность».

Эти советы актуальны и в наше время.

«Древние греки говорили, что последний и высший дар богов человеку – чувство меры».

(И.С. Тургенев)

Синтезом этих мыслей для человека было сформулировано основное нравственное правило, являющееся ключевым во всех священных книгах:

«Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

«Итак, во всём, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом есть Закон и пророки».

С появлением терминологии явилась необходимость представлять главную суть предметов и явлений в виде кратких, конкретных и ёмких формулировок.

Длительное время «мера» во многих справочниках была обозначена только как некая количественная величина. Так, в словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д. Ушакова (1938 г.) для «меры» была дана приблизительно одинаковая формулировка:

МЕРА – 1. Единица измерения протяжения или ёмкости; 2. Предел, граница, размер; 3. Мероприятие, способ действия; 4. Степень; 5. Стихотворный размер; 6. Сосуд для измерения сыпучих тел.

Но уже в большой Советской Энциклопедии 1953 г. (т. 16, стр. 84) этот термин трактуется совершенно иначе:

«Мера – философская категория, выражающая диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с определённым количеством (свойств, сторон, размеров, числа компонентов данной системы и т.п.). В рамках данной меры количественные характеристики могут меняться за счёт изменения числа размеров, скорости движения, степени развития, порядка связи элементов и т.п. Мера указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества и наоборот. Следовательно, мера – это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существенные характеристики. Мера выступает и как соразмерность, например, грация – как соразмерность, гармония в движении тела.

Соблюдение меры лежит в основе ритма, гармонии, мелодии в музыке, ансамбля в архитектуре и т.п.

Мера употребляется также при измерении как определённая единица, с которой всё соотносят, сравнивают измеряемый объект.

Категория меры имеет существенное значение: нахождение меры в любой деятельности служит предпосылкой её успеха. Нельзя познать предмет, не выявив его количественных и качественных характеристик».

Обратим внимание на последнюю фразу «Нельзя познать предмет, не выявив его количественных и качественных характеристик» и рассмотрим различные стороны нашей деятельности. Начнём с традиционной науки. Она изучает и признаёт возможным для исследования только то, что можно выразить количественными показателями и на этом строит своё представление о предмете или явлении. В общепринятой системе образования обучение сводится, в основном, к информационному обеспечению, содержащему также количественные характеристики объектов.

В качестве примера приведём два описания нашей родной планеты. Первое из справочников и школьной программы: Земля – одна из восьми планет Солнечной системы, Она имеет форму шара, сплюснутого у полюсов, средний радиус этого шара около 6700 км., средняя плотность Земли 5,5 т/куб.м, 71% поверхности планеты занят океанами и морями, а 29%-сушей с равнинами и горами. Вокруг Земли имеется атмосфера, состоящая из смеси газов: азота, кислорода, водорода и около 1% углекислого газа и различных инертных газов. Аналогично можно описать любую принадлежность Земли: состав земной коры и океанов, растительный и животный мир и так далее.

Для сравнения приведём другое описание Земли, которое частично позаимствуем из акафиста «Слава Богу за всё»:

«Господи, хорошо гостить у Тебя: благоухающий воздух, горы, простёртые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и лёгкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки. И птицы и звери носят печать Твоей любви.

Благословенна мать – Земля с её скоротекущей красотою, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте зовут: Аллилуйя!

Ты ввёл нас в эту жизнь, как в чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услыхали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные сладкие плоды и душистый мёд. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях.

Слава Тебе за праздник жизни.

Слава Тебе за прохладную свежесть воды.

Слава Тебе за благоухание ландышей и роз.

Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов.

Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы.

Слава Тебе за светлую улыбку пробуждения.

Слава Тебе за земную жизнь, предвестницу небесной.

Слава Тебе, Боже, во веки».

Сравнивая оба описания, мы видим, насколько обеднены наука и образование.

«Педагогика занимается развитием, а не гармонией развития и это большая ошибка. Если ученик в школе не научится творить, то он будет только подражать и копировать».

(Л. Н. Толстой)

А ведь по Замыслу Творца человек, проходя путь совершенствования, должен стать сотворцом. В апокрифическом Евангелии от Филиппа сказано: «Истина не пришла в мир нагой, но она пришла в образах и символах. Он не получит её по-другому».

Продолжая тему творения, Антуан де Сент-Экзюпери в своём романе-притче «Цитадель» пишет: 

«Дом для людей. Рассудку ли тебя строить? И способен ли кто-нибудь выстроить тебя как цепочку логических заключений? Ты – реальность, но ты нереальность тоже. Ты есть, и тебя нет. Сущность твоя – разнородность, и для того, чтобы ты появился, нужно тебя сотворить. Тот, кто, желая понять сущность дома, разбирает его, видит кирпичи, черепицу, но не находит ни тишины, ни уюта, ни прохлады, которым служили кирпичные стены и черепичная крыша. Кирпичи, черепица – чему они способны научить, если рассыпался замысел зодчего, который объединил их воедино? Камень нуждается в сердце и душе человека. Логика привела нас к кирпичу и черепице, но ничего не сказала ни о душе, ни о сердце. Душа и сердце вне логики. Они не подчиняются логическим законам. Я прихожу и берусь за окружающий меня материал. Всё вокруг – глина, и я начинаю трудиться, подчиняя её творческому замыслу, рождённому во мне Господом, а не логикой. Я творю своё царство, одержимый духом, который воплотился в нём, творю так же, как пишутся стихи, не давая никому отчёта, почему переставил запятую, почему сменил слово, – дух, открывшийся сердцу, ищет сказаться и ведёт.

В статуе любят не глину, не бронзу, не мрамор, – душу ваятеля. Одному ваятелю видится в камне женское лицо, другому – мужское.

Я понял: не добротная пища облагораживает царство, – добротные потребности и усердие в трудах. Не получая, а отдавая, обретаешь благородство».

Микеланджело Буонаротти так сказал о своих шедеврах: «Я беру кусок мрамора, резец и молоток, а угол наклона резца и силу удара молотка направляет Господь».

Аристотель создал науку о жизни из двух частей: учения о душе и логики. На первом месте у него было развитие души, а на втором логика, но люди взяли на вооружение только вторую часть, потому что так проще и понятнее, а над развитием души надо много и осознанно трудиться, страдать, преодолевать неудачи. И логика настолько вошла в наш быт, что мы не заметили, как в большинстве своём превратились в равнодушных, рациональных, прагматичных людей, построивших холодный технократический мир.

«Где твой дом, человек, белый аист у трубы,

Где некрашеный дом, где большая семья?

Где твой сад, человек, где твои соловьи?

А без них на Земле оставаться нельзя».

(Бард казачьего сословия Б. Алмазов)

Последствия известны. Ныне мы озабочены, как выбираться.

Митрополит Минский и Слуцкий Патриарший Экзарх всея Белоруссии Филарет с соей содержательной и глубокой монографии «Путь жизнеутверждающей любви» предлагает очевидный и разумный вывод: «Сегодня церковное богослужение и светская наука во взаимодействии своём могут и обязаны найти ответы на многие вопросы жизни, как частного человека, так и человеческого рода в целом. Ведь в последнее время любимый, но прежде абстрактный вопрос российской интеллигенции «быть или не быть?» встаёт уже в качестве глобальной антропологической проблемы, вытесняя на задний план даже такие традиционные вопросы, как «что делать?» и «кто виноват?». Доказательством этого утверждения могут стать слова дивного восьмого псалма Царя Давида (Пс.8: 4-9), обращённые к Господу: «Что есть человек, что Ты помнишь его и сын человеческий, что Ты посещаешь его?». Если угодно, то это фундаментальный вопрос антропологии как науки в целом. При каких обстоятельствах Псалмопевец задаёт его Богу? Что вообще побуждает человека задумываться о себе как о явлении всемирного бытия? Этот вопрос возникает «когда взираю на небеса Твои – дело Твоих перстов, – говорит человек Богу, – на луну, на звёзды, которые Ты поставил». Как тесно, оказывается, связано самосознание человека с космологией, с желанием постигнуть премудрость устроения всего мироздания, наконец, с желанием быть достойным образом и подобием Того, Кто поставил его во главе всего и наделил высочайшей ответственностью за всё сотворённое! «Не много Ты умалил его (человека) перед Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его». Когда бы так люди понимали своё место во вселенной, сколь иной была ба их история»…

Как же подходит к понятию «мера» молодая наука ноосферного образования? Именно в ней за базовую ступень приняты открытые апологетами этой науки Б.А. Астафьевым и Н.В. Масловой геном Мора, генетическое единство Мира, Всеобщие Законы Мира – Законы Творца, на основе которых должно формироваться и развиваться мировоззрение и мироощущение человека, то есть целостное, системное, космическое мышление. Для достижения этой цели, кроме левого полушария, отвечающего за логику и, в основном, традиционно задействованному в нашей жизни, в том числе и в системе образования, включается правое полушарие, отвечающее за образы и в максимальной степени все органы чувств. Впервые в мире создана совершенно новая наука Системономия, детально рассмотрены известные фундаментальной науке на настоящее время функции головного мозга и последовательное развитие мозга в организме человека, введено понятие «мыслеформа» как продукт нашего мышления и условно состоящая из трёх частей: собственно формы, информационной и энергетической частей. Однако пока не определено оптимальное соотношение этих частей. Мы знаем, что мыслеформы бывают незрелыми (если одна или несколько составляющих недостаточны или расплывчаты) и зрелыми ( когда есть полная адекватность между выраженной мыслью и её глубоким смыслом), и мы также хорошо усвоили, что всё в мире участвует в эволюции и стремится к более совершенным формам, то есть к гармонии и красоте, которые в свою очередь имеют свой критерий, именуемый золотым сечением или золотой пропорцией, и этот критерий выражается числом F = 1, 618. А что же означает это число и почему оно именно такое? Оказывается, что именно в этом соотношении проявляется оптимальная мера соотношения качественных характеристик предметов и явлений к их количественной оценке. Качество ценится выше.

В мыслеформе это соотношение между энергетической составляющей и двумя остальными, то есть мыслеформа должна быть целостной и красивой (гармоничной), тогда она будет зрелой. Но и этого недостаточно, чтобы мыслеформа стала ещё и совершенной (творением гения). Дело в том, что пропорция золотого сечения имеет много гармоник (первый тон, второй, третий и так далее), в музыке они именуются обертонами, и чем больше будет обертонов, тем богаче и совершеннее будет звучать произведение. Здесь речь идёт как на авторском, так и на исполнительском озвучивании: ни для кого не секрет, сколь велика роль исполнителя и как ценится его личное отношение и его интерпретация замысла автора. Принцип обертональности распространяется и на все стороны нашей деятельности: на нашу речь (наши интонации), настроение и его выражение, на способности видеть, слышать, осязать, чувствовать запахи и ароматы, в нашей походке, умении держаться, в нашем внешнем виде, а следовательно, в нашей воспитанности, уровне культуры, нашей мудрости. До настоящего времени считалось, что при активной мыслительной деятельности наш головной мозг излучает в-ритмы ( 12-20 герц), в спокойном состоянии-а- ритмы (8 – 12 герц) и в период сна, глубокой медитации, молитвы- т- и д- ритмы , то совершенно недавно открыты г- ритмы ( высокочастотные), но они пока ещё мало изучены. Наиболее комфортные для человека частоты 7,5 – 7,8 герц. – частоты Земли. В настоящее время также замечено, что Земля меняет свои частоты в сторону увеличения частотности ( до 10 герц), а это потребует полной перестройки человеческого организма. 

Соблюдение меры необходимо и в социуме, так как отход от неё влечёт за собой обиды, конфликты, непонимание и обособленность. Проявлению чувства меры способствуют тактичность, этичность, корректность, внимательность, чуткость, терпение и терпимость, уважение к другим людям, к их мнению. Коротко раскроем одно из них. Тактичность – это природная интуиция человека в сложении с хорошим воспитанием, большим объёмом знаний и уважением к людям. Тактичность – это бережное и чуткое отношение к душевному состоянию окружающих людей. Тактичность развивает внимательность к миру и людям. Не мешает нам всем поработать над этими качествами и принять их в свой обиход, и помнить, что «самое важное в общении – слышать то, что не выражается словами» (Питер Друкер).

«О, почему я дрожу, когда слышу голоса человеческие?

Воистину, кто бы ни сказал мне настоящее слово, я пойду за ним, – как вода за луною безмолвной идёт вокруг шара земного.

Всё только и ждёт настоящего голоса; где же могучая грудь? Где совершенная душа, прошедшая через все испытания? Ибо только такая душа несёт в себе новые звуки, которые глубже и слаще других.

Иначе этим звукам не звучать.

Иначе и губы и мозги запечатаны, храмы заперты, литавры не бряцают.

Только такая душа может выявить наружу то, что дремлет во всех словах»

(Уолт Уитмен).

Путь такой Души начертан во всех Священных Книгах и с особой силой он дан в Новом Завете. Приведём лишь малую часть его.

В Первом послании Святого Апостола Павла к коринфянам сказано: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто…

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут, и знание упразднится…».

Когда ученики спросили у Конфуция, что основное в жизни, то мудрец ответил: «Люби, а остальное всё приложится».

«Потому что если не любил, значит ты не жил и не дышал». (В. Высоцкий)

В завершении можно констатировать, что соблюдение меры – это извечный путь между Сциллой и Харибдой, и он по плечу смелым, сильным, любящим Мир, щедрым людям.

ВСЕЛЕННАЯ ИХ ЖДЁТ!, ибо «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ».


Литература
1. Библия
2. Астафьев Б.А. Теория творения и генетического единства мира. – М., 2010.
3. Астафьев Б.А. Мировоззрение HOMOMENTIS – человека мудрого.- М. 2011
4. Маслова Н.В. Периодическая система Всеобщих Законов Мира. – М., 2005.
5. Маслова Н.В. Ноосферное образование. – М., 2002.
6. Маслова Н.В. Тайны и явь воспитания.- Симф. 2011
7. Митрополит Минский и Слуцкий Патриарший Экзарх всея Белоруссии Филарет
Путь жизнеутверждающей любви. – К., 2004.
8. Жемойдо Ю.Г. Поэтическая симфония. – Севастополь, 2004.
9. Сборник Семь мудрецов древности. Пророки и чудотворцы древности.-М.2001

Категория: Мои статьи | Добавил: EVAева (07.10.2013)
Просмотров: 313 | Комментарии: 3 | Теги: чувство меры, Жемойдо Юрий Георгиевич | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Добро пожаловать ]